Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Обсуждение спектакля "Шатун"

«Как пятеро мужчин шли своей тропой…»
Обсуждение спектакля «Шатун»

В нашем театре прошло одно из традиционных обсуждений. Зрителям было предложено остаться в зале после одной из премьер этого сезона – спектакля «Шатун», поставленного по пьесе Валентины Сидоренко и отца Сергия (Кульпинова).

Директор ТЮЗа и режиссёр спектакля, засл. работник культуры РФ Виктор Токарев немного рассказал о постановке:

- Это история про Иркутск первой половины XVII века, когда в городе еще не было Епархии. В Вознесенском монастыре главой был архимандрит. В 1727 году была образована самостоятельная Иркутская епархия, которая скоро отметит свое трехсотлетие. И епископ Иннокентий Кульчицкий, о котором рассказывает наш спектакль, стал первым епископом Иркутским. Конечно, в пьесе есть и доля художественного вымысла, но он очень тонко сочетается с тем, что было на самом деле.

Вопросы зрителей:

- Здравствуйте, я студент второго курса «Политеха», учусь на юридическом факультете. Посмотрел выступление, очень понравилось, очень впечатлился. И у меня такой вопрос, сколько времени ушло на репетиции?

Отвечает Виктор Токарев:

- В среднем на репетиционный процесс уходит два – два с половиной месяца.

- Добрый вечер, я представляю ИрНИТУ. Я хотела бы прежде всего поблагодарить за спектакль, он великолепный: и постановка, и игра, и идея. Как мне показалось, главная идея – это милосердие. Оно еще никому не мешало, оно необходимо во все времена. И вы ее замечательно показали, спасибо вам!

- Здравствуйте, я представляю Иркутский филиал ВГИК, и у меня вопрос: кто снимал такое великолепное видео? Очень качественно снято, смонтировано.

- Спасибо за вопрос. Съемочная группа ИГТРК, режиссёр Ирина Бухалова и оператор Роман Рютин. Они с нами долго сотрудничают, каждые пять лет делают фильмы о наших юбилеях, о наших фестивалях, ездят с нами на гастроли. Это очень профессиональная команда, мы с ними давно дружим.

- Мы являемся прихожанами церкви в Пивоварихе, и с историей Иннокентия Иркутского хорошо знакомы. Можно сказать, что лично знакомы, так как он в нашей жизни участвует. И в связи с этим хотели попасть на спектакль, чтобы погрузиться в атмосферу. Большое спасибо, атмосферу вы чудесно передали, такое погружение с первых секунд! Но спросить хотелось не об этом. Вопрос к актерам, насколько вы воспринимаете самого Иннокентия? Как протекал процесс постановки, чувствовалась ли его «рука»?

Артист Вячеслав Степанов, исполнитель роли Иннокентия:

- Добрый вечер. Иннокентия Кульчицкого играть очень легко, потому что это действительно был святой человек. Он просто по-доброму относился ко всем, и со всеми нормально, по-человечески разговаривал. Если наставления давал, то делал это по-отечески. Здесь у меня короткий материал, только в первом действии. Но я после первого акта оставался и смотрел спектакль – еще во время его подготовки. И меня поразило, с какой любовью актеры играют, с каким вниманием. И как точно!.. В общем, работалось легко и свободно благодаря другим.

- Добрый вечер. Нам посоветовали посмотреть спектакль. Очень понравилось, вообще я лично рассматриваю этот спектакль как исторический. Во-первых, 1726 год – мы мало знаем об этом периоде. И я хотела бы сделать, может, пожелание: иркутская земля богата выдающимися людьми. И я познакомилась с Николаем Николаевичем Муравьевым-Амурским, который очень много сделал для России. Хорошо бы увидеть и о нем. А теперь вопрос: у вас очень оригинальная постановка. Кто инициатор, как задумали это: совместить и фильм, и игру актеров?

Виктор Токарев:

- У нас в репертуаре есть спектакль про другого Иннокентия – Вениаминова, это тоже святой, представитель нашей земли, он родился в поселке Анга. Пьесу написал известный иркутский писатель, летчик Валерий Хайрюзов. В этом спектакле действует генерал-губернатор Муравьев-Амурский. Именно благодаря ему была обозначена граница России с Китаем через Амур. И вопрос про видео в спектакле - это прописано в пьесе у авторов, целый ряд сцен, которые предполагалось снимать. Мы отказались только от съемок настоящего медведя. Выбрали театральный эквивалент, что медведь – это такая ирреальная тень и его рык, мы его не видим, а только ощущаем ужас и страх от того, что он есть.

- Здравствуйте. Мне в этом спектакле понравился художественный образ фаворита Елизаветы Алексея Шубина. Здесь он выведен как Павел, и это тоже важно, потому что судьба Алексея несколько отличается. Насколько я знаю, свою жену камчадалку реальный Шубин забрал с собой, жил в Ярославле. И вот эта линия мне очень понравилась по спектаклю. Для меня реально шатун – это Шубин. А вообще, я являюсь поклонницей вашего театра. Года два назад впервые попала сюда и сейчас уже пересмотрела все спектакли для взрослых. Спасибо вам!

Был и такой вопрос:

- Виктор Степанович, скажите, а эта идея – образ шатуна – кому пришла первому?

- Этот сюжет придуман отцом Сергием Кульпиновым. А дальше уже разработка была Валентины Васильевны Сидоренко. К сожалению, недавно, 25 февраля, она ушла из жизни. Авторы предложили нам эту постановку, и Министерство культуры Иркутской области поддержало.

- Добрый вечер, мы представители Кубани. Так получилось, что мы в Иркутске зашли в храм, нам посоветовали спектакль – что есть такая историческая тема… Мы в восторге. Игра актеров была просто потрясающей. И мы первый раз видим сочетание кино и театральной постановки. Очень понравилось то, что молодежи было много. Поэтому хотелось бы вас просто пригласить! Приезжайте на гастроли на юг, в Краснодар! У нас очень много театров, публика подготовленная, край воцерковленный. И тема духовная, историческая, тема человечности – это все не чуждо людям ни в восемнадцатом веке, ни сейчас, живущим в двадцать первом. Ведь зал смотрел, затаив дыхание! Тишина, никто не отвлекался, не уходил. Это затягивает. И постановка дошла до каждого из нас. Поэтому спасибо вам. Вы делаете подвиг, завлекаете молодежь сюда.

- Спасибо за добрые слова. Мы Краснодар ставим в нашу гастрольную афишу, будем работать над этим.

- Меня зовут Кирилл, я восьмиклассник, ученик школы №80. Хотел бы сказать большое спасибо всем людям, которые работали над этим проектом: режиссеру, оператору, звукорежиссеру и всем. Вы смогли мне рассказать о святом человеке, о котором я раньше даже и не знал. Хоть он и жил в Иркутске. Всем актерам большое спасибо, я в жизни не видел такой игры! Но вы мне показали такой уровень, что и представить невозможно. Так что огромное вам спасибо! Хотелось бы спросить про храм: что с ним случилось после?

- Храм взорвали. Когда была борьба с религией в тридцатые годы, и взрывали церкви, пострадал и он. Находился он в Жилкино, напротив Знаменского монастыря, только на другом берегу Ангары. Конечно, в спектакле виден большой вклад всех специалистов, о которых говорил молодой человек. А еще добавлю, что композитор Павел Смирнов писал специально музыку, также работали художник Андрей Штепин, художник по костюмам Наталия Убрятова, и постановка танцев – Юлия Федорова.

- Спасибо за уникальную возможность пообщаться. Хотелось бы сказать спасибо всем актерам, вы все сыграли яркие роли. И я бы хотел спросить: насколько тяжело будет перестроиться на следующие роли?

Артист Александр Стерелюгин, исполнитель роли Шубина:

- Это часть нашей профессии, умение и навык: сбросить одну маску и надеть другую. Это тренируется. Завтра будет другой спектакль, мы немножко отдохнем, выдохнем. Опять же есть разные спектакли, и более сложные работы.

Виктор Токарев:

- Да, у нас есть спектакль «Молодая гвардия». Какое-то время он не шел, сейчас мы его в апреле будем восстанавливать и ко Дню Победы покажем. Так вот актёры после этого спектакля, прожив эту трагедию, не сразу, не моментально восстанавливаются. Когда сразу после него шла «Барышня-крестьянка», где есть и юмор, и жизненная энергия, задор, то актеры просили после «Молодой гвардии» его лучше не ставить рядом, так близко.

После первого показа спектакля соавтор пьесы Валентина Сидоренко интересовалась: а какие именно моменты «зацепили» зрителей? И хотя ее уже нет с нами, но мы решили все же задать этот вопрос зрителям. Никита, студент:

- Меня очень затронула начальная сцена, как пятеро мужчин шли своей тропой. И еще то, что здесь продемонстрировали, как высшее сословие живет, как низшее. Разница между ними и их взаимодействие.

Инесса Анатольевна:

- Задела вообще тяжелая жизнь нашего народа, где говорится о ней. У нас ведь хорошей-то истории мало. А еще, очень запомнилась трогательная любовная сцена, где девушка выходит, чтобы проститься с сыном князя. Сегодня на спектакле были студенты нашего ИрНИТУ, и это уже не первый показ «Шатуна», на котором были наши ребята. Они приходили и все говорили, что спектакль понравился очень! Сейчас же молодежь отходит от текстовой информации. А театр помогает многое увидеть и прочувствовать.